Поделиться:
Для создания условий обучения детей с ограниченными возможностями в условиях школы-гимназии педагогами изучена нормативно-правовая база, которая включает в себя:
- Международные конвенции, декларации, правила
- Конвенция ООН «О правах ребенка». резолюция 44/95 от 20.11.1989 года (статья 23). Ратифицирована постановлением № 77 Верховного Совета РК от 8 июня 1994 г.
- Саламанкская Декларация и Рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями: Всемирная конференция по образованию лиц с особыми потребностями. – Испания. – 1994 г.
- Конвенция о правах инвалидов. – ООН. – 30 марта 2007.61/106 от 13 декабря 2006 года.(статья 24)
- Законодательство Республики Казахстан в области образования детей с особыми образовательными потребностями
- Конституция Республики Казахстан. Принята на республиканском референдуме 30 августа 1995 г.(статья 30).
- Закон Республики Казахстан «О правах ребенка в Республике Казахстан» от 08.08.2002 N 345-II (статья 15).
- Закон Республики Казахстан «Об образовании» от 27 июля 2007 года № 319-III с изменениями и дополнениями по состоянию на 13.11.2015 г. (статья 3).
- Закон Республики Казахстан «О социальной и медико-педагогической коррекционной поддержке детей с ограниченными возможностями» от 11 июля 2002 года N 343 (статья 3).
- Закон «О социальной защите инвалидов в Республике Казахстан» от 13 апреля 2005 года № 39-III ЗРК (статья 29).
- Закон Республики Казахстан «О специальных социальных услугах» от 29.12.2008 года № 114-IV ЗРК.
- Стандарт оказания государственных услуг в области образования. Приложение 4 к приказу Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 апреля 2015 года № 174.
- Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образованияв Республике Казахстан Утвержденые приказом Министра образования и науки Республики Казахстан Республики Казахстанот «01» июня 2015 года № 348
- Государственные программы и Планы в области развития образования
- Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы. Утверждена указом Президента РК от 12.2010 года № 1118.
4.Постановления Правительства Республики Казахстан
- Типовые учебные планы для учащихся с ограниченными возможностями. Приказ от 18.08.2017 года № 422.
- Типовые правила деятельности общеобразовательных организаций (начального, основного среднего и общего среднего), утвержденный постановлением Правительства Республики Казахстан от
17 мая 2013 года № 499. - 5. Инструктивно-методические рекомендации Министерства образования и науки Республики Казахстан
- Инструктивно-методическое письмо по организации преподавания предметов в 2017-2018 учебном году от 27.08.2015 года.
- Методические рекомендации МОН РК «По обучению детей на дому по учебным программам общеобразовательной школы», утвержденные протоколом № 6 от 19.05.2017 г.
Кадровый состав педагогов работающих с учащимися с ограниченными возможностями
Год |
Всего |
Высшее образование |
Высшая категория |
Первая категория |
Вторая категория |
Без категории |
2015-2016 |
29 |
29 |
6 |
11 |
6 |
6 |
2016-2017 |
18 |
16 |
5 |
8 |
1 |
4 |
2017-2018 |
39 |
36 |
8 |
13 |
8 |
10 |
В школе-гимназии № 10 детей по состоянию на конец первого полугодия 2017-2018 учебного года детей с ОВР 8 человек из 1152, что составляет 0,78% от общего числа обучающихся. В сравнении с прошлым годом уменьшилось количество на 9 учащихся.
Категории детей с ограниченными возможностями |
2015-2016 |
2016-2017 |
2017-2018 |
Дети инвалиды |
3 |
6 |
8 |
С нарушением речи |
0 |
0 |
0 |
С нарушением зрения |
0 |
0 |
0 |
С диагнозом ЗПР |
2 |
2 |
1 |
Всего |
5 |
8 |
9 |
Цель:
Создание максимально благоприятных условий для всестороннего развития детей с ОВР, их включённость в образовательный и воспитательный процесс.
Основополагающие принципы:
- ценность человека не зависит от его способностей и достижений;
- каждый человек способен чувствовать и думать;
- каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть
услышанным;
- все люди нуждаются друг в друге
подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений;
- все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников;
- для всех обучающихся достижение прогресса скорее может
быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут;
- разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Мероприятия по реализации цели:
С учетом выделенных нами групп образовательных потребностей, поддержка инокультурного ребенка в русле инклюзивного образования определено три этапа работы:
- определение специфических образовательных потребностей ребенка (посредством беседы с семьей и психолого-педагогической диагностики);
- выбор способа оказания индивидуальной поддержки (в
соответствии с выявленными потребностями);
- текущий мониторинг интеграции ребенка, уточнение
специфики образовательных потребностей и соответствую-щая доработка образовательного маршрута.
- повышение квалификации педагогов через курсовую переподготовку.
Локальные акты школы
В школе имеются локальные акты по организации обучения детей с ограниченными возможностями:
- положение о социально-психологической службе;
- положение о школьном психолого-медико-педагогическом консилиуме,
- положение об организации обученияна дому;
- приказы об организации обучения на дому;
В школе-гимназии реализуется Стандарт оказания государственных услуг по организации обучения на дому.
Услуга организация обучения на дому регламентируется Стандартом государственной услуги «Прием документов для организации индивидуального бесплатного обучения на дому детей, которые по состоянию здоровья в течение длительного времени не могут посещать организации начального, основного среднего, общего среднего образования» утвержденный Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 8 апреля 2015 года № 179 "Об утверждении стандартов государственных услуг в сфере среднего образования, оказываемых местными исполнительными органами"
Для качественного и «прозрачного» подхода организации государственной услуги оформлен стенд с перечнем и образцами необходимых документов.
Из 9 учащихся с ОВР по заключению врачебно-консультационной комиссии 1 ученик обучается на дому, остальные обучаются в классе.
2015-2016 учебный год – 5 учащихся обучение на дому, из них 1 инвалид.
2016-2017 учебный год – 5 учащихся обучение на дому, из них 1 инвалид.
2017-2018 учебный год – 1 учащихся обучение на дому, из них 1 инвалид.
Пособия и рекомендации
Состояние и развитие специального и инклюзивного образования в Республике Казахстан
Разработка принципов инклюзивной педагогики и системы внедрения в практику организаций образования
Разработка и внедрение моделей включения детей с особыми потребностями в общеобразовательный процесс
Положение о ресурсном центре инклюзивного образования
Положение о психолого-педагогическом консилиуме в организациях образования
Организация деятельности специальных классов в общеобразовательных школах
Методические рекомендации по обучению детей на дому по учебным программам общеобразовательной школы
Концептуальные подходы к развитию инклюзивного образования в Республике Казахстан